Отзыв о фильме «Машина времени» (2002)

4 (1)
2 июня 2017
Александр Мельник

Роман Герберта Уэллса «Машина времени» - практически первый роман о путешествиях во времени. До него (аж за 15 лет) был только один рассказ («Часы, которые шли назад» Эдварда Митчелла), но это был рассказ о путешествии в прошлое, в будущее заглянуть до Уэллса не рискнул заглянуть никто. Кроме, разве что, Фаддея Булгарина, который в 1824 (!!) году описал путешествие в будущее, в 29 век. Но это совсем другая история, так что, вернемся к Уэллсу.

Герой «Машины времени» отправляется в 802701 год, где находит удивительное общество, прекрасное, на первый взгляд. Но только на первый. На второй прекрасное оказывается довольно поганым: мир разделен на две расы потомков человечества - воздушных беззаботных элоев и обслуживающих их страшных морлоков, живущих под землей. На третий взгляд обнаруживается совсем уж гадость... Какая - писать не буду, вдруг кто-то не знает и захочет почитать. ))

Машина времени, Герберт Уэллс
Машина времени, Герберт Уэллс

Роман «Машина времени» экранизирован неоднократно, сейчас я расскажу об экранизации 2002 года.

Вообще, у книги Уэллса есть существенный минус - он довольно схематичен и краток. Но именно это обстоятельство открыло возможности для создания довольно любопытных интерпретаций, построенных на базе творения великого фантаста.

В фильме Машина времени (2002) главный герой, Александр, сооружает устройство не просто так - у него погибла возлюбленная. Не представляя жизни без нее, изобретатель придумывает машину, возвращающую его в прошлое. Но спасти Эллу не удается, ее гибель предрешена.

Александр и Элла
Александр и Элла

Расстроенный Александр решает отправиться в будущее. И вот тут, думаю, Уэллс вполне одобрил бы фантазию создателей фильма, придумавших промежуточные остановки - сам-то он, полагаю, не рискнул из-за того, что пришлось бы более или менее подробно описывать реалии будущего во время этих остановок. Насколько глупым это могло получиться, мы можем увидеть у Фаддея Булгарина (считаю, что Уэллс читал его рассказ).

А вот для нынешних кинематографистов будущее Александра - это наше прошлое и недалекое настоящее, а потому реалии достоверны, впечатляющи для Александра и не раздражающи для современного зрителя. Кстати, совершенно прекрасно его посещение библиотеки и общение с роботом-библиотекарем.

Александр в будущем
Александр в будущем

И потом-потом Александр, чуть не погибший во время одной из остановок, попадает в мир, описанный Уэллсом. Вот они, элои. Немного не такие, как в оригинале, но весьма достоверные. Вот они, морлоки, тоже немного не такие, но оригинальные и очень достоверные в рамках предложенных обстоятельств. И вот он, Александр, мечущийся между ними...

Морлок
Морлок

Финал в фильме отличается от финала романа Уэллса. Здорово отличается, но он абсолютно логичен.

Рекомендую ли фильм? Да, безусловно. И еще - он интереснее романа. )))

Моя оценка: 
7 из 10