4 июля 2022
С. Мельник
Как правило, ранние фильмы режиссёров, позже ставших именитыми и признанными мировым сообществом, отражают их личное восприятие действительности, детские комплексы и юношеские травмы. Не у всех, конечно, но у многих. Мартин Скорсезе относится именно к ним. В самых первых его лентах (во всех) очень чётко прослеживается идея спасательства/спасительства – так, как это понимают простые и незамысловатые парни, не отягощенные интеллектом. Ну а тема спасательства/спасительства пересекается с религиозной тематикой. И тут сразу возникает то противоречие, на котором можно выстраивать историю: религиозность vs уличные разборки. Зло, которое притворяется добром. Нет, не так – зло, считающее себя добром. Эти парни уверены, что несут добро, что они призваны защитить мир, который катится в тартарары, но их методы... хм.. хм... И что мы можем сказать о Скорсезе по его фильмам, не читая его биографию? Мартин Скорсезе в молодости Он /был/ очень религиозен в детстве и юности. Он был нетерпим к несовершенству мира. Но он жил не в богатом районе и не в живописной провинции, а в одном из районов Нью-Йорка, имеющем криминальную славу. Его друзьями были уличные парни, кто-то из них наверняка отправился на тот свет, не дожив до совершеннолетия. Он служил в армии. В общем, Мартин искал способы изменить мир. И попробовал это сделать через кино. Всё так, да? Я ведь не ошибся? Заглянул в биографию: ну да, так и есть, только ещё хуже – он хотел стать священником.
А теперь перейдем к фильмам. 1967 год, Кто стучится в мою дверь? (Who's That Knocking at My Door). Фильм имеет второе (рабочее) название «Я вызвался первым» (I Call First). Джей Ар / J.R. (Харви Кейтель), кадр из фильма «Кто стучится в мою дверь?» (США, 1967) Скорсезе снимал свою первую полнометражную картину не один год. Что-то добавлял, что-то вырезал, что-то менял, финальную версию показал на Международном фестивале (Чикаго), где стал победителем. Влиятельный кинокритик Эбберт назвал появление фильма «великим моментом в американском кино» и был уверен, что начинающий режиссёр проявит себя всерьёз, набравшись опыта. Я, признаться, пока еще плохо знаю американский кинематограф того времени, поэтому ничего не могу сказать о «великом моменте», поскольку мне данный фильм абсолютно не близок. Не вижу в этом ничего ужасного – ведь каждый ищет в кино то, что ему чем-то откликается. У меня были слишком другие детство и юность, так что мне тут не откликается вообще ничего. Джей Ар / J.R. (Харви Кейтель) – простой парень (очень простой, как и остальные персонажи Скорсезе). У него нет никаких мыслей о будущем – обыкновенный раздолбай, как и его друзья: карты, выпивка, покатушки, девочки. Однажды Джей Ар знакомится с девушкой – самой обычной. Необычным было то, что девушка (Зина Бетьюн) читала журнал стоимостью в целый доллар (это солидно). В журнале фотография Джона Уэйна – знаменитого актёра, снимавшегося в вестернах. Джей Ар как раз очень любил вестерны, хорошо знал актёра – чем не повод для знакомства? Молодые люди встречаются, общаются, знакомятся ближе. Парень влюбляется, но вне встреч с подругой остается все тем же, его образ жизни не меняется, хотя Джей Ар и пытается что-то изменить. Джей Ар / J.R. (Харви Кейтель) и его девушка (Зина Бетьюн) Однажды он рассуждает о том, что есть шлюхи, а есть такие девушки, на которых женятся. И его подруга относится, конечно же, ко вторым. Мир J.R. рушится в одночасье, когда возлюбленная сообщает, что она не девственница – её изнасиловал парень, с которым она встречалась ранее. Наш герой в ярости: как так? КАК он умудрился влюбиться в «нечистую»? Конечно, она сама виновата – зачем с таким встречалась, зачем каталась с ним в машине? Харви Кейтель и Зина Бетьюн в фильме «Кто стучится в мою дверь?» (США, 1967) Дальше предсказуемо начинаются терзания – ведь Джей Ар, оказывается, праведный католик. Католичество нисколько не мешало ему вести непотребный образ жизни, но вот девушка, конечно, сама виновата. В том числе – в том, что парень в неё влюбился так, что готов вот прямо жениться и всё простить. Он, конечно, ощущает себя Спасителем и страшно возмущен, что подруга не оценила. Что с дурака взять? По замыслу Скорсезе (и, видимо, тех, кто восхищался фильмом) виновата католическая церковь. Тогда уж, скорее, господь Бог, который допускает рождение клинических идиотов. О названии фильмаФильм получил название по названию одноимённой песни группы «The Genies», звучащей в финале. Но сдается мне, песня притянута за уши, а истинный смысл лежит глубже, в Библии: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» («Откровения Иоанна Богослова»). Для Харви Кейтеля дебютная картина Скорсезе также стала дебютной – позднее он еще не раз снимется и у Скорсезе, и у Тарантино, а также будет желанным актёром для многих других режиссёров.
Моя оценка:
4 из 10
Перейти на страницу фильма:
Кто стучится в мою дверь? |