Пошла в лес и не вернулась: фильм о равнодушии

4.5 (2)
18 августа 2020
Александр Мельник
Кадр из фильма Грибной дождь (1982)

Грибной дождь - любопытный фильм с неоднозначной историей. Мне нравятся такие, когда нет хороших и плохих, правых и виноватых – каждая сторона чем-то усугубила ситуацию, ну и получилось то, что получилось.

Лето. Август. Разразился первый грибной дождь. Сотрудники типографии буквально подпрыгивают от восторга – в субботу можно, наконец-то, ехать за грибами, да не просто так таскать на себе корзинки, а организованно, на машинах, которые выделяет профком.

Рано утром загрузились, насобирали грибов, вернулись. И оставили в лесу «ничейную бабушку». Не нарочно, естественно, так получилось.

Кадр из фильма Грибной дождь (1982)

Пропажу старушки обнаружили случайно – её никто из присутствующих в автобусе не знал. Кто, что, как зовут – непонятно. Никто её в процессе сбора не аукал, да и она ни к кому в знакомцы не набивалась.

Её звали, её ждали. Кто-то вспомнил, что видели такую же, в красной кофте, прибившейся к другой компании. На том и порешили – бабка молчаливая, уехала с другой машиной, никого не поставив в известность.

Вернулись в город, но покоя не было и позвонили председателю профкома: надо, мол, выяснить, что там за бабулька была. Начали выяснять – никто её не знает. Подняли документы в Отделе кадров, чтоб хотя бы понять – кто она. Может, вернулась и дома давно сидит. А, может, и в лесу осталась.

Рая Лапикова (Екатерина Васильева) и Полина Викентьевна (Римма Быкова), кадр из фильма Грибной дождь (1982)
Рая Лапикова (Екатерина Васильева) и Полина Викентьевна (Римма Быкова)

Кто виноват?

Вот такая история. Кто виноват? Навскидку – те, кто уехал? Как они могли бросить старушку? Им надо было остаться и прочесывать лес?

Или кому-то нужно было пасти эту старушку с самого начала? Вполне себе здоровую на вид, кстати. И даже с кузовком, а не с маленькой корзиночкой – явно не немощная.

Они виноваты в том, что не знают всех сотрудников типографии, вышедших на пенсию? Даже если работники из другого подразделения? Нет ведь? Или кто-то бы остался в лесу?

А старушка? Вот так спокойно убрести в одиночку в незнакомый лес, не думая о времени или о том, хотя бы, чтоб держаться ближе к людям? Поаукать? А если вышла самостоятельно из леса – позвонить и сообщить: мол, так и так, не теряйте, я вернулась с другой машиной.

Коля (Алексей Жарков), кадр из фильма Грибной дождь (1982)
Коля (Алексей Жарков), кадр из фильма «Грибной дождь» (1982)

В обсуждениях к этому фильму люди часто пишут, мол, люди все разобщены, никто никого не знает, фу-фу-фу такими быть. Но хоть совесть осталась – искали же, не успокоились. А в наше время, мол, никакой человечности.

Бесит, если честно, меня такое. Вообще любые обобщения бесят, но тут – бомбануло. Обидно за нынешнее время, когда тысячи волонтеров работают в поисковых отрядах, сутками прочесывая леса. Бесплатно, добираясь на своем транспорте, тратя на поиски свое личное время и свои деньги.

А их вот так: бесчеловечное время, бессовестное поколение.

Михал Михалыч (Владимир Заманский) и Виталий Павлович (Георгий Дрозд)
Михал Михалыч (Владимир Заманский) и Виталий Павлович (Георгий Дрозд)

Стыдно мне за моё поколение – это не молодежь бессовестная, это мои ровесники стали ворчливыми стариканами, которым всё не так и не этак.

В комментариях к любому старому фильму масса возгласов «сейчас такого не снимают!» (самое смешное, что даже к откровенному отстою такие каменты найдутся) и готовность убить оппонента при споре: могла ли произойти такая история? Правильный ли чайник стоит на плите у героини, мог бы сантехник носить фирменные джинсы? И так далее.

— Ах, – кричат, заламывая руки, – нет в нынешнем времени совести, любви, дружбы, всё на деньгах строится!»

— Ау, – хочется спросить мне, – кто виноват, что вы себя окружили такими людьми? Если в вашем окружении сплошь сволочи, может, надо на себя в зеркало посмотреть? Нет? У каждого из сетующих всё нормально? А ненормально где-то там, в сферическом вакууме? Серьёзно?

Вернусь к фильму «Грибной дождь». Зацепил он меня. И не только фабулой, но и психологической достоверностью характеров персонажей.

Буквально минуты экранного времени – и вылеплена яркая личность: все запоминаются, у каждого своя жизнь, свои проблемы, в которые внезапной врываются посторонние старушки. И всё очень неоднозначно...

Зоя Ивановна (Елена Драпеко) и Вася, шофёр автобуса (Александр Потапов)
Вася, шофёр автобуса (Александр Потапов) и Зоя Ивановна (Елена Драпеко)

Создатели фильма

Режиссер Николай Кошелев. Признаться, не помню ни одного фильма этого режиссёра, кроме детского «Солёного пса». А напрасно – особенный режиссёр, глубокий.

В фильме снимались: Владимир Заманский, Татьяна Кравченко, Эрнст Романов, Екатерина Васильева /другая :)//, Римма Быкова, Владимир Гостюхин, Елена Драпеко, Георгий Дрозд, Александр Потапов, Алексей Жарков, Любовь Малиновская и другие.

Рекомендую к просмотру. Не пожалеете о потраченном времени.

Моя оценка: 
9 из 10