Пьяный доктор - горе в семье

4 (5)
14 июля 2022
Александр Мельник
Олег (Александр Яценко), кадр из фильма Аритмия (2017)

Фильм Аритмия (2017) - неплохая попытка снять производственную драму, которая, к сожалению, не удалась.

Неплохая – потому что, всё-таки, попытались отойти от канонов современного кино, где герои или вообще не работают, а живут непонятно на какие деньги, или работают, но как-то за кадром (и, по ощущениям, от силы пару часов в неделю), и за очень большие деньги. Или... ну, вы сами понимаете.

В данном случае – герои очень похожи на нормальных обычных людей. Оба медики: он, Олег (Александр Яценко), работает на Скорой, а она, Катя (Ирина Горбачёва) – в приёмном отделении.

Кадр из фильма Аритмия (2017)

И есть тот «скелетик», который позволяет отнести картину к жанру производственного фильма:
   • важная производственная проблема, которую пытается решать герой;
   • антагонист-«вредитель»;
   • личная жизнь героя, в которой тоже далеко не всё гладко;
   • неоднозначность героя.

Итак, на подстанцию Скорой помощи, где работает Олег, приходит новый начальник, Головко Виталий Сергеевич (Максим Лагашкин). Головко – типичный «эффективный менеджер»: ему плевать на пациентов, главное, чтобы всё выглядело отлично в отчётах. Что это значит для Скорой, думаю, понимают все, подробнее расписывать не нужно.

Олег вступает в конфликт с Головко. Да, новые требования не нравятся всем, но Олегу, получается, они не нравятся больше всех, а остальные на его фоне – просто фу-фу какие конформисты, не болеющие душой за пациентов.

Новый начальник Головко (Максим Лагашкин, кадр из фильма Аритмия (2017)
Новый начальник Головко (Максим Лагашкин) – сыгран отлично, кадр из фильма «Аритмия» (2017)

Примерно половина хронометража – работа Олега на вызовах. Да, я допускаю, что для кого-то инсценированные байки Скорой могли стать откровением, но точно не для меня. Подобное я читал/видел неоднократно, к тому же очень коробят явные параллели с «Воскрешая мертвецов» Мартина Скорсезе.

Но ладно, пусть. Спасибо, что вообще показали работу героя, а не оставили её за кадром.

В личной жизни у Олега всё плохо, жена Катя предложила развестись. В кадре она и не объясняет – почему, но зрителю очень быстро причина становится понятной. Тут оба актёра отыграли на все сто – к ним вообще претензий нет.

А причина – в том, что Олег нереально туп, эгоистичен, инфантилен и вдобавок ко всему этому алкоголик. Именно алкоголик, а не просто выпивающий от свалившихся на него проблем. Проблемы-то свалились только сейчас, а стаж выпивохи, судя по всему, у него ооочень не маленький.

Но при этом Олег очень удивляется тому, что жена хочет развестись.

Впрочем, его тупизна зашкаливает, так что изумление героя не вызывает недоумений у зрителя. Недоумение вызывает другое – как столь глупый человек может быть хорошим врачом? Извините, но я не верю. Так не бывает.

В то, что он всем сердцем переживает за пациентов, тоже не верю. Переживающий доктор не может так пить, он понимает, что состояние похмелья – не лучшее подспорье при оказании быстрой и качественной помощи.

И я абсолютно уверен, что так пьют только те медики, которым на больных плевать с высокой колокольни. Начальник Головко, например, вполне может. Герой, который нам представлен чуть ли не Ангелом-Спасителем – нет.

Понятно, конечно, зачем режиссёр и соавтор сценария Борис Хлебников «сочинил» такого героя – ему хотелось сделать его неоднозначным, не плоским. Но фантазии на реально неоднозначную личность не хватило. А сделать его алкашом очень удобно: вот, мол, парень убивается на работе, спасает людей, ему плохо, а жена-гадина такого замечательного парня не ценит.

Катя (Ирина Горбачёва), кадр из фильма Аритмия (2017)
Катя (Ирина Горбачёва), кадр из фильма «Аритмия» (2017)

Но такое несоответствие в образе героя – это половина беды. В конце концов, Яценко всё отлично отыграл: персонаж получился очень живым и узнаваемым. Генеральная беда в том, что в фильме ничего не произошло: от чего ушли – к тому и пришли. Пар ушел в свисток.

Олег повыпендривался, получил по роже и лёг под начальника. Жена его повыпендривалась, но смирилась с тем, что муж – тупой алкоголик и, так сказать, снова легла под него. Зачем было разводить сыр-бор – непонятно совершенно.

Да, есть такие фильмы, в которых на внешнем уровне не меняется, вроде, ничего, но в них меняются, скажем, мировоззрения героев. Или они получают некий ценный урок, переходя на другой уровень личностной осознанности. На край – события в жизни героев что-то переворачивают в душе у зрителей. Здесь же возникает только один вопрос: «И чо?»

ЗЫ: с детьми смотреть не рекомендуется – там есть типа эротическая сцена (очень тупая и очень не к месту).

Моя оценка: 3+ (плюс – за попытку и за желание посмотреть еще что-нибудь от Хлебникова, дабы определиться: «Аритмия» – просто разовая неудача или всё в целом печально).