История советского детского кино: 1919-1923

2.8 (4)
14 октября 2020
С. Мельник

Детское кино началось в СССР в 1924 году, но до того, как киноиндустрия обратилась, так сказать, лицом к детям, «точечные» фильмы всё-таки появлялись.

Так, в 1919 году, вышел детский фильм режиссёра Михаила Нарокова «Володя и Володька», но он не сохранился, равно как не удалось установить его содержание. Известно только, что одну из главных ролей сыграла актриса Зоя Баранкевич.

Большинство ранних фильмов можно условно разделить на три темы: беспризорники, пионеры и дети-участники революционного движения. Случаются и другие сюжеты, но значительно реже.

1923 год. Страна наводнена беспризорными (в 1922 году их было около семи миллионов) - теми самыми, которых мы знаем по «Педагогической поэме», «Республике ШКИД» и другим менее известным книгам. В 1922 году появились пионерские организации.

Беспризорные дети 20-х
Беспризорные дети 20-х

На Дальнем Востоке идут бои, на остальной территории страны память о Гражданской, в которой принимали участие и дети, еще свежа. В деревнях продолжается противостояние между беднотой и зажиточными крестьянами, атеистами и религиозными гражданами.

Везде - множество вредителей, контрреволюционеров и тех, кому не по нраву изменения в стране, но кто надеется на НЭП и на то, что всё вернется на круги своя. Подростки принимают активнейшее участие во всех противостояниях.

Это всё, конечно же, находило отражение и в кинолентах того периода.

«Беспризорные» (1923), режиссёр Владимир Карин

Владимир Карин работал на железной дороге, затем играл в театре, в кино, далее начал ставить фильмы самостоятельно, обратившись, в конце концов, в кинохронике. Отчасти документальным был и его короткометражный фильм «Беспризорные» (1923).

В нем рассказывается о жизни ребят на улице - о малолетних проститутках и папиросниках, о воришках и «воровских академиях», где натаскивали мальцов, но также о людях и организациях, занимавшихся ликвидацией беспризорности. В финале бывшие беспризорники, ставшие воспитанниками детских домов, встречались с шефами из Краснопресненского Совета.

Афиша к фильму «Красные дьяволята» (1923)
Афиша к фильму «Красные дьяволята» (1923)

«Красные дьяволята» (1923), режиссёр Иван Перестиани

Тогда же появился первый приключенческий фильм, ориентированный на детей - экранизация повести Павла Бляхина «Красные дьяволята». Бляхин писал: «Повесть была написана мною в 1921 году в вагоне-теплушке по дороге из Костромы в Баку. Вместо трех дней я ехал ровно месяц. На самодельном столике наготове лежал маузер».

В книге рассказывается о ребятах, которые росли в годы Гражданской. Отец Мишки и Дуняши, ветеран Первой Мировой, обучил своих детей азам воинского искусства. Как в воду глядел - его убили махновцы, и ребята, оставшись одни, решили мстить.

К маленькому отряду присоединился китаец Ю-ю (в экранизации его заменили негром Томом, уличным акробатом). Вскоре компания стала грозой окрестных бандитов, налетая внезапно и впечатляя врагов победами.

Главные герои фильма «Красные дьяволята» (1923)
Главные герои фильма «Красные дьяволята» (1923)

К реальным событиям история, изложенная в книге, отношение имела только косвенное, а потому и фильм Ивана Перестиани был сразу же отнесён к разряду детских. Для взрослого кино он был слишком несерьёзным. Зато такой подход обеспечил «Красным дьяволятам» триумф - прежде всего, конечно, у юных зрителей.

Мало того - картине удалось обойти и в коммерческом плане, и в зрительском успехе западные приключенческие фильмы, на которые мальчишки, жаждавшие остросюжетных историй, валом валили.

«Этот фильм — чудо советской кинематографии. Чудо, которого не ждал никто. Ибо картина совершенна не только с точки зрения кинематографического искусства, но и вполне созвучна пролетарской революции», писала «Киногазета».

Том (Кадор Бен-Салим) кадр из фильма «Красные дьяволята» (1923)
Том (Кадор Бен-Салим), кадр из фильма «Красные дьяволята» (1923)

Через сорок с лишним лет произойдет еще одно чудо: новая экранизация «Красных Дьяволят», снятая Эдмондом Кеосаяном и названная «Неуловимые мстители», снова покорит зрителей, повторив успех немой ленты.

В картине Перестиани сыграли Павел Евсиковский (Мишка), София Жозеффи (Дуняша), Кадор Бен-Салим (негр Том Джексон), Владимир Кучеренко (Махно), Константин Давидовский (Буденный).

Интересные факты об актёрах

София Жозеффи (псевдоним, настоящая фамилия - Липкина) родилась в цирковой семье, с трёх лет участвовала в представлениях. Она была отличной наездницей, выполняла акробатические номера и ходила по канату. Эти умения привлекли кинематографистов, и после «Красных дьяволят» София снялась еще в нескольких фильмах.

Павел Есиковский также пришел в кино с арены: его старшие братья владели цирком, выступали там сами и приобщили младшего. В детстве Павел выполнял номер «Мальчик без костей», участвовал в акробатических этюдах, позже овладел эквилибристикой, джигитовкой, бил чечётку, а также был клоуном. До 1928 года Есиковский неоднократно снимался в фильмах, где от актёра требовалось выполнение трюков.

Кадор Бен-Салим - сенегалец, участник марокканской труппы, приехавший в Россию в 1912 году, да так и в ней и оставшийся. Принимал участие в Гражданской войне, был любимцем товарищей и сослуживцев. В цирке, помимо акробатики, занимался боксом и работал иллюзионистом.

Нестор Махно, кадр из фильма «Красные дьяволята» (1923)
Нестор Махно (Владимир Кучеренко), кадр из фильма «Красные дьяволята» (1923)

А самая необычная история произошла с Владимиром Кучеренко, сыгравшим Махно. Уже после выхода фильма в нём узнали предводителя банды, которая занималась грабежами в Причерноморье и на Кавказе. Конечно, арестовали, осудили, а в титрах «Красных дьяволят» его имя заменили на другое: Владимир Сутырин. Этот актёр сыграл Махно в продолжении - картине «Савур-могила», также снятом Иваном Перестиани три года спустя.

Продолжение будет: в следующий раз - о детских фильмах 1924 года