Если бы бог создал дьявола, он дал бы ему имя… Челюсти!

7 (3)
Постер фильма «Челюсти», 1975
20 июня 2015

В списке самых кассовых фильмов на первом месте по-прежнему Аватар (2009) с головокружительной суммой сборов в $ 2,8 млрд. Совсем немного ему уступает Титаник (1997) – примерно $2,2 млрд.

Но есть еще один фильм, 40-летие которого отмечают 20 июня. Это фильм Челюсти.

Он собрал $470 миллионов, что очень даже не плохо для кинокартины, выпущенной в 1975 году, которая стал «Аватаром» своего времени. По нынешним меркам, с учетом инфляции, эта сумма равняется примерно $2 млрд.

То, что этот 40-летний фильм достиг такого впечатляющего результата, не столь уж и важно. Гораздо важней следующее.

«Челюсти» - это фильм, который изменил привычные сроки кинопремьер с рождественских каникул на летние месяцы и заставил кинозрителей изменить свое отношение к воде.

«Челюсти» - это фильм, который пропитал страхом целое поколение. Реальным страхом, диким, необъяснимым страхом, возникавшим, как только человек удалялся от береговой черты и переставал чувствовать дно под ногами.

«Челюсти» - это фильм ужасов, в котором всего лишь пять смертельных случаев (не считая погибшей собаки), а два из них и вовсе не показаны на экране.

«Челюсти» - это фильм про громадного океанского монстра, которого почти не показывают. Впервые акула появляется на экране лишь через 1 час 24 минуты после начала фильма, и это не задумка режиссера, просто макеты жуткого чудища были несовершенны.

«Челюсти» - это фильм, который должен был раствориться в толпе фильмов-неудачников. По всем канонам киноиндустрии, он не должен был стать успешным. И тем не менее, он его получил, причем успех был оглушительный.

История создания

Основой фильма стал роман Питера Бенчли (Peter Benchley), опубликованный в 1974 году. Толчком к его написанию, по словам автора, стала новость 1964 года о поимке огромной белой акулы весом 4550 фунтов (примерно 2 тонны) плюс имевшиеся у него данные о нападении акул на восточном побережье США в 50-е и 60-е годы.

Книга мгновенно стала бестселлером и разошлась в количестве более 5,5 млн. экземпляров. Конечно же, многие киностудии захотели ее экранизировать.

Все что произошло потом, стало результатом счастливых озарений и вынужденных решений. Начинающий 26-летний режиссер Стивен Спилберг, занятый на съемках телефильма «Дуэль» (Duel) и своего первого полнометражного фильма «Шугарлендский экспресс» (Sugarland Express), случайно «стащил» в офисе своих продюсеров роман Питера Бенчли.

Прочитав книгу, он уговорил их взять его режиссером на этот фильм. Спилбергу выделили $3,5 млн и 55 дней, установив дату окончания работ на конец июня1974 года - с тем, чтобы премьера пришлась на Рождество 1974 г.

С самого начала съемок все пошло «наперекосяк».

И место было выбрано неудачно – слишком мелко, что создало массу проблем для скрытия механизмов гидравлики, которые управляли макетом акулы. И недостаток опыта в создании макетов акул, а было их сделано целых три, и они не отличались надежностью. И слишком пристальное внимание со стороны администрации городка.

Возникли трудности с подбором актеров. Ни один из них не был утвержден сразу после первых проб. Да и продюсеры постоянно дергали, поторапливая с окончанием работы.

Ну и как грозовая туча над всем этим хаосом нависало руководство Universal, угрожая закрыть проект из-за непредвиденных расходов. И лишь благодаря продюсерскому тандему Ричарда Зануки (Richard Zanuck) и Дэвида Брауна (David Brown), Спилберг получил время и средства для завершения съемок, которые вместо 55 продолжались 159 дней.

Премьера, в которую никто не верил

В марте 1975 года фильм показали только в одном кинотеатре, чтобы проверить реакцию зрителей. После показа киностудия Universal поняла, что в их руках оказался хит, способный покорить миллионы зрителей.

— Тогда я впервые наконец-то понял, что и акула получилась как надо, и что фильм удался, и что всем нам всё удалось, - вспоминал впоследствии Стивен Спилберг.

Вдохновленная результатами мартовского показа, Universal решила заранее оповестить кинозрителей США о том, что за фильм готовится к прокату этим летом. Затраты на маркетинг составили $2 млрд, что по тем меркам было неслыханно. С тех пор рекламная компания фильма «Челюсти» стала стандартом для продвижения всех последующих фильмов.

Было потрачено более $700 тысяч на тв-рекламу, что составляет около $3 млн. в нынешних ценах. Весной 75 года трудно было найти американца, который не был бы в восторге от 30-ти секундных роликов, сопровождающихся зловещими звуками и рычащим закадровым голосом: «Если бы бог создал дьявола, то он дал бы ему имя… Челюсти!»

Результат был потрясающий. 20 июня 1975 года состоялась премьера в 464 кинозалах по всей Северной Америке. В июле фильм шел уже в 700 кинотеатрах, а августе - в 1000.

«Челюсти», которые всё изменили

Этот фильм стал первым, сборы которого в США достигли $100 млн. Покидая ласковое солнце, зрители стекались в кинотеатры, чтобы в темноте кинозала испытать сильнейший ужас. «Челюсти» стали не просто фильмом, они стали событием. Они стали первым блокбастером в истории кино.

Фильм Спилберга изменил отношение Голливуда к публике и изменил отношение людей к морю. Он изменил прекрасное летнее время. Целое поколение не могло войти в воду глубже, чем по пояс, чтобы не думать о Челюстях.

Сегодня мы знаем, что большие белые акулы - это осторожные рыбы-одиночки, которые очень, очень редко кусают серферов, да и то, потому что принимают их за тюленей. Обычно эти грациозные создания не проявляют никакого желания попробовать на вкус человеческое тело.

Но разве могут научные исследования поведения акул побороть тот первобытный животный страх, который вселила в нас резиновая акула из фильма «Челюсти»? И хотя тот макет давно уже уничтожен, страх продолжает жить в нас.