14 ноября 2022
С. Мельник
Закончив школу, Эльдар Рязанов не планировал связать жизнь с кино. Он отдавал предпочтение литературе, для поступления выбрал Мореходное училище, а из ВГИКА его чуть не выгнали. Вряд ли найдется в России человек, который не видел хотя бы одного фильма Эльдара Рязанова. Прежде, чем мы начнем пристально рассматривать фильмографию нашего великого комедиографа, вспомним несколько любопытных фактов о его картинах. Знаете ли вы, что— В четырёх фильмах Рязанова герои отмечают Новый год, а еще один фильм заканчивается в преддверии Нового года; — Только в одном из них совсем нет песен; — Зимние эпизоды есть в 14 фильмах и в одном - снежная осень; — В трёх из них снег частично или полностью искусственный; — Только в шести фильмах действие происходит полностью летом; — И лишь в одном есть смена всех времён года; — На фильмы Рязанова снято пять ремейков; — А сам он снял три ремейка; — Начиная с 1971 года, Эльдар Александрович снимался в эпизодах всех своих картин. Если вы затруднились вспомнить - о каких фильмах шла речь, а к классике советского кино относитесь с симпатией, то скорее всего, наш длинный рассказ о жизни и творчестве Эльдара Александровича вам будет интересен. Устраивайтесь, как говорится, поудобнее. Эльдар Рязанов в детстве Кем быть?Эльдар закончил школу в 16 лет, сдав экзамены за десятый класс экстерном. Грезил путешествиями, мечтал стал писателем, восторгался Мартином Иденом и считал, что путь в писательство должен быть ярким, как у любимого персонажа, а потому послал документы в Одесскую мореходку. Время шло, ответа из Мореходки не было, и парень расстраивался, что год пропадёт даром. А ради чего он мучил себя, нечеловеческими усилиями готовясь к выпускным экзаменам в школе? О кино в то время он даже не помышлял, да и в целом интересовался литературой куда больше, чем кинематографом. Эльдар Рязанов в 15 лет (1943) И тут вмешалась судьба в лице одноклассника, также закончившего школу на год раньше. Случайно встретив его на улице, Эльдар узнал, что тот собирается поступать во ВГИК, на экономическое отделение. Что такое ВГИК, Рязанов знать не знал, а потому поехал с приятелем за компанию - просто посмотреть. И решил поступать на режиссёрский - на взгляд будущего комедиографа это было легче всего. Ну в самом деле: для операторского надо было понимать в фотографии, для художественного - рисовать, для актёрского - играть на сцене. Для экономического, куда поступал приятель, ничего не требовалось, но совсем не привлекало. А для поступления на режиссёрский нужно было как раз то, что у юноши имелось: литературные работы (стихи, проза - без разницы). Курьезно, конечно, но он действительно понятия не имел об огромном конкурсе и о том, что на этом факультете отдают предпочтение людям постарше, уже имеющим какой-то жизненный опыт. А Рязанов, кроме прочего, по части кино был абсолютно невежественным и незаинтересованным, предпочитая театр и книги. За счёт литературы, думаю, ему и удалось поступить, так как единственная пятерка на вступительных экзаменах была у него за «письменную работу», в которой требовалось создать литературные портреты персонажей, оставивших записи в «Жалобной книге» одноименного рассказа Чехова. Эльдар отлично умел писать стилизации, он постарался подстроиться под стиль Чехова и сделал три новеллы в разных жанрах. Эльдар Рязанов в студенческие годы Ну а за остальное (рецензия на фильм и собеседование) он получил только тройки, при этом на собеседовании выглядел, по его собственному мнению, хило и банально. Однако комиссия что-то усмотрела в юном абитуриенте - и Рязанова взяли. Условно, с испытательным сроком. Полагаю, что это было абсолютным везением, связанным, кроме прочего, еще и со временем поступления: через год, в 1945-м, вернутся с фронтов те, кто имел жизненный опыт, и для юных мальчиков режиссёрский факультет будет уже недостижим. А тогда, в 44-м, Эльдар Рязанов оказался еще и не самым худшим - четверо его сокурсников будут отчислены уже после первой сессии. В общем-то, и сам он думал, что годик поучится, ну а потом, конечно, снова попробует дотянуться до мореходки. ВГИК: школа мастерстваОднако уже первый учебный год всё изменил: никаких мыслей ни о мореплаваниях, ни о писательстве уже не осталось. Юноша хотел стать режиссёром и только режиссёром. И хотя учился будущий наш любимец неважно (всё-таки, сказывался юный возраст), но талант - он всегда талант. Тем более, что преподавали на курсе настоящие легенды кино: Козинцев, Кулешов, Хохлова и САМ Эйзенштейн! Впрочем, Мастер курса, Григорий Михайлович Козинцев, к самому молодому студенту относился (по свидетельству Василия Катаняна, друга и сокурсника Рязанова) как к «пасынку». Много критиковал, даже издевался над его работами, а после второго курса предложил Эльдару покинуть Мастерскую. — Вы слишком молоды! — сказал Козинцев. Рязанов тут же с отчаянием парировал: — Но два года назад я был ещё моложе! Мастер признал его правоту, и угроза отчисления миновала. К нашему всеобщему счастью. :) Студент Эльдар Рязанов среди друзей Сам Рязанов считал, что Козинцеву не нравилась его склонность к банальщине и мелодраматизму. К примеру, однажды студентам дали задание написать документальные очерки, основываясь на реальных историях. Эльдар выбрал Скорую помощь. В его очерке речь шла о молодом танцоре, который впервые получил главную роль в балете. Роль удалась. Успех, признание публики, цветы. Возвращаясь домой, танцор попал под трамвай и лишился ног. А дома у накрытого стола его ждала мама, приготовив сыну подарок: новые ботинки, купленные у спекулянта. Автор ожидал, что все, включая Козинцева, искренне проникнутся и зарыдают, но этого не произошло. Ну а Катанян полагал, что Мастеру в Эльдаре не нравилось чувство юмора. Обладая большим чувством юмора, Мастер, мне кажется, не терпел его в нас. Он буквально обдавал меня презрением после каждой моей шутки, вытравляя из меня смех и юмор и заставляя делать вещи только серьезные, которые у меня получались сильно натужными. Да и у меня ли одного! Рязанов был среди нас самый молодой, непосредственный и искренний, увлекающийся, спонтанный, веселый и смешливый. Именно эти качества сильнее всего раздражали Козинцева в Эльдаре. (Василий Катанян «Прикосновение к идолам») ВГИКовский диплом с отличием Эльдара Рязанова Заканчивал ВГИК Рязанов в 1950 году. В кинематографе тот временной период называют Малокартиньем - время было послевоенное, кино финансировалось слабо, а потому новичкам в игровом кино светила карьера, разве что, ассистента. И Эльдар принял решение пойти в документалистику - вот она-то в те годы была на подъёме. Дипломной работой стал фильм о столичных студентах «Они учатся в Москве», снятый совместно с Зоей Фоминой (сокурсницей, а позже - женой). Кадры из фильма «Они учатся в Москве» Фильм получился настолько удачным, что его планировали выпустить на большой экран. К сожалению, что-то пошло не так - картина в прокат не вышла, а в фильмотеке, где она хранилась, через несколько лет случился потоп. И плёнка была безнадёжно испорчена. |