Как режиссёр Эндрю Доминик попрощался с...

3.2 (5)
23 октября 2022
O_Script

Этот жанр зародился ещё в литературе. Встретил юность в немых американских фильмах. Прошёл трудный период становления и достиг зрелости вместе с самим кинематографом. Пережил несколько взлётов и падений, подвергнувшись переосмыслению, как и многое в эпоху пост-модерна…

Едва ли можно найти того, кто не был бы знаком с произведениями этого жанра. Их безошибочно отгадывают по зрелищным перестрелкам, долгим планам и красивым пейзажам. В различных культурах то и дело всплывают всевозможные приставки: «классический», «спагетти-», «европейский», «ревизионистский», «кимичи-» – их так много, что простому зрителю сложно выделить первенца…

Давая людям то, что они хотели видеть, этот жанр никогда не был и не пытался быть однозначно успешным. И в 2007-м году он отметил свой 104-й день рождения.

Отсылка, которую поймёт только человек, посмотревший фильм (дополнительный стимул это сделать)

Необычное видение

Речь идёт, конечно же, о вестерне. И хотя жанр фильма Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса (2007) скорее биографический, невозможно не прочувствовать его атмосферу. Ограбления поездов, погони, перестрелки, противостояние бандитов и законников – все привычные элементы вестерна на месте.

Вот только фильм фокусируется не на них, а на истории печально известного преступника Джесси Джеймса (Брэд Питт). Сюжет основан на реальных исторических событиях, да и само название довольно говорящее, так что заспойлерить смерть Джесси в конце фильма, ещё больше, чем сами создатели, уже просто невозможно. Да, он умрёт. Но драматургия выстроена таким образом, что знание этого факта ничуть не портит эмоции от кульминации.

Мало того, смерть Джесси Джеймса в фильме имеет метафорический смысл и определённый подтекст. Это не просто конец для какого-то бандита, а конец для легенды, одной из тех, которыми жил дикий Запад, и конец для самой дикости этого Запада – завершение эпохи вестернов.

Извините за внезапное отступление...

... но я просто не могу не похвалить Брэда Питта.

Это, пожалуй, одна из лучших работ в его карьере. Вот какая роль приходит вам на ум, когда ставится вопрос об актёрском таланте Питта? Анархист Тайлер Дёрден из «Бойцовского клуба»? Может, боксёр Микки из «Большого куша»? Или Бенджамин Баттон?

Посмотрев «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса», вы, вероятно, будете вспоминать именно Джесси Джеймса. Брэд Питт здесь прекрасен. Он играет сложного противоречивого персонажа, который совершает неоднозначные поступки, но чья глубокая личная трагедия вызывает сочувствие. Брэд Питт мастерски отображает весь спектр эмоций, на фоне его образа меркнет даже главный «протагонист», Роберт Форд, которого сыграл Кейси Аффлек.

Итак, теперь, когда все лавры розданы, я вернусь к своей мысли.

Прощай, Эпоха

Трудно сказать, когда именно завершилась эпоха вестернов и завершилась ли она вообще. Имею ввиду как историю самого жанра, так и период, которому посвящены вестерн-произведения. Одни считают, что классический вестерн умер ещё в 50-е. Другие небезосновательно связывают последний фильм «долларовой трилогии» – «Хороший, плохой, злой» – с уходом в закат спагетти-вестернов.

События фильма как раз приходятся на время Гражданской войны, которая завершила целую эпоху в истории Америки, так что можно усмотреть параллель: конец_дикого_Запада = конец_жанра_вестерн. Однако фильмы этого жанра, вышедшие в 90-е и продолжающие выходить в 21-м веке, зачастую используют более современные декорации, формируя пласт нео-вестернов.

Такое развитие событий вполне закономерно: искусство меняется, идя в ногу со временем. Но что, если эти изменения обесценивают пройденный путь? Вопрос скорее философский… Эндрю Доминик (Andrew Dominik), режиссёр «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» не пытается вдохнуть в вестерны новую жизнь – он честно прощается с эпохой, которую столько лет воспевали вестерн-произведения, и честно прощается с самим жанром.

Такой посыл, хоть и может быть отвергнут, всё же заслуживает внимания. Ведь в нашем стремительно меняющемся мире осталось не так много произведений, которые ничего не переосмысляют, а просто отдают дань уважения старине.

Без минусов не обошлось

Несколько раз за рецензию я повторил: «Как трусливый Роберт Форд…» – ну, вы поняли. Признаться, я немного устал каждый раз прописывать это длинное название. А ещё мне было тяжело выдержать почти три часа хронометража фильма, в котором не так много событий. Думаю, многие окажутся солидарны со мной.

Конечно, ключевой вопрос: «Стоит ли оно того?» – да, стоит. Фильм интересен своими героями и идейной составляющей. Но при просмотре создаётся ощущение, что всё то же самое можно было рассказать за меньшее время… Также экспозиция кое-где страдает. Хотя, казалось бы, как можно за три часа не успеть что-то рассказать?

Эндрю Доминик не то чтобы не успел – он скорее не захотел использовать киношные приёмы повествования и местами злоупотреблял закадровым текстом. Кому-то это не покажется серьёзным минусом (особенно, если учесть, что фильм частично основан на книге), но, на мой взгляд, всё, что можно показать, лучше показывать, а не читать из-за кадра.

Моя оценка: 
8 из 10