27 июля 2022
Александр Мельник
Фильм Барышня и Хулиган был вторым заходом Маяковского в мир кинематографии. Первый его опыт («Не для денег родившийся» того же года; по мотивам «Мартина Идена»), к сожалению, не сохранился. Работая над сценарием (переделкой «Учительницы рабочих» итальянца Эдмондо Де Амичиса) вместе с Евгением Славинским, будущим режиссёром картины, Маяковский сетовал, что во время съемок фильма «Не для денег родившийся» его, как сценариста, вообще не слушали. И благодарил Славинского за внимание к замечаниям и уточнениям. Забегая вперёд, скажу, что картина «Барышня и Хулиган» была весьма популярна, её крутили в прокате несколько лет, и залы отнюдь не были пустыми. Симпатия зрителей вполне понятна – это ведь был один из немногих фильмов, рассказывающих о жизни простых людей, да и актёры, сыгравшие главные роли, чрезвычайно хороши. Но сам Маяковский спустя несколько лет говорил о своём кинематографическом опыте с неудовольствием: «Сентиментальная заказная ерунда. Ерунда не в том, что хуже других, а что не лучше». Снимали «Барышню и Хулигана» в киноателье «Нептун», частной компании, организованной поклонниками Маяковского, супругами Антик. Собственно, и появилось-то это ателье исключительно потому, что Владимир Владимирович хотел заниматься кинематографией. Вот ему и предоставили такую возможность. :) Александра Ребикова в фильме «Барышня и Хулиган» (1918) В главных ролях: сам Маяковский и актриса Александра Ребикова. Ребикова снималась с 1915 года и была одной из очень популярных актрис. Сейчас, в основном, вспоминают только Веру Холодную, и лично мне очень жаль, что Ребикова забыта. Кстати, обратите внимание, насколько актриса выглядит (имею ввиду внешность, конечно, а не игру) современно для нашего времени! Ей-богу, трудно поверить, что это было более ста лет назад! Маяковский – великолепен. Даже в немом фильме он чрезвычайно харизматичен, а как актёр вполне мог бы стать звездой. Тем более, что к процессу относился серьёзно. Евгений Славинский вспоминал: «Маяковский, не будучи актером, держался перед аппаратом великолепно: был спокоен, быстро и непринужденно схватывал подсказывания режиссера во время съемки, знал и ровно вел свою роль. Вообще, в его игре чувствовалась естественность и отсутствие позирования. Репетировать с ним много не требовалось». Хочу также обратить внимание на роль антагониста – хулиганистого ученика, с которым ссорится герой Маяковского. Ян Нивиньский очень забавно отыграл кривляку-клоуна, живо напоминающего реальных школьных непосед. Ну а теперь перейду к фильму: вступление затянулось. :) Маяковский в фильме «Барышня и Хулиган» (1918) Наш Хулиган – гроза своего района, с ним стараются не связываться и безропотно ему подчиняются. Что закономерно – ведь Хулиган даже ростом выше большинства на голову, а то и больше. И кулаки у него отнюдь не дамские. Учительница (Александра Ребикова) В местную школу приезжает новая учительница – барышня в полном смысле этого слова. Директор, покачав головой, предполагает, что ей будет сложно – школа-то для взрослых, а коллеги, вводя в курс дела, сообщают и о сложном ученике, Хулигане. Который, впрочем, в трактире бывает чаще, чем в школе. Забавный момент! Одна из коллег-учительниц вынимает из сумочки портрет этого самого Хулигана и демонстрирует новенькой. Интересно, зачем она носит портрет с собой? :) Учительница несколько напугана предупреждениями и уже представляет, как ей придётся бороться с тлетворным влиянием трактира. Кажущиеся кошмары новой учительницы На прогулке она встречает того самого Хулигана. Обнаруживается, что она боится его до смерти. В страхе барышня убегает, Хулиган преследует её до самой школы, где и узнаёт, что это новая учительница. Первая встреча героев, кадр из фильма «Барышня и Хулиган» На следующий день он является в школу. Девушка настолько не похожа на всех других, что парень невольно влюбляется. Он грезит ею наяву, но, конечно, шансов нет. Видение Барышни Хулигану В школу он теперь приходит прилежно, а однажды вместо диктанта сдает ей тетрадку с признанием в любви, чем пугает учительницу еще больше. Признание в любви, кадр из фильма «Барышня и Хулиган» (1918) Одновременно он начинает конфликтовать с тем самым «клоуном», о котором я писал выше. Причина конфликта – попытка принудить кривляку уважать учительницу и не придуриваться на занятиях. Конфликт едва не перерастает в драку, дядя «клоуна», местный мясник, достаёт нож. Школьный кривляка (Ян Нивиньский) Конечно, в этот раз еще ничего не случилось – школа, всё-таки. Но учительница интуитивно чувствует беду, говорит об этом Хулигану. Тот не принимает предупреждение всерьез – ведь он на местных улицах едва ли не самый главный, чего ему бояться? Самонадеянность, увы, и приводит к беде. Драка с мясником один на один перерастает в избиение Хулигана целой толпой, а далее идет в ход нож. Фильм заканчивается смертью героя, но в последний момент Барышня успевает прийти к нему и поцеловать. В первый и последний раз. Моя оценка: 3+ (три – потому что я не могу рекомендовать всем, фильм может заинтересовать только ограниченную аудиторию, ибо немой, но, честное слово, его стоит посмотреть просто из-за Маяковского). Хулиган кидает пиджак в лужу, чтобы возлюбленная могла пройти Любопытный момент. Помните сцену из «Бесприданницы» Протазанова, в которой Паратов кидает перед Ларисой шубу, чтобы та могла пройти? Так вот, содрал Яков Александрович эпизод в «Барышне и Хулигане», мдя...
Моя оценка:
9 из 10
Перейти на страницу фильма:
Барышня и хулиган |